Ровно сорок лет назад 10 июля 1985 года в Узбекской ССР произошла авиакатастрофа невиданных масштабов. Ни до, ни после гражданская авиация не знала такого количества жертв.
Авиалайнер Ту-154 выполнял «длинный рейс» из города Карши на юге Узбекистана в Ленинград с остановкой в Уфе. Такие рейсы были редкостью и поэтому пользовались большим спросом.
«Самолет был под завязку, потому что на нем вылетали детские группы. Помимо 139 взрослых, на борт поднялись 25 детей от 5 до 12 лет и 27 — младше 5 лет. Их сажали по двое-трое на одно кресло», — вспоминают работники аэродрома в Карши.
О масштабной трагедии своим читателям
напомнила «Лента.ру», отметив, что в тот роковой день погибло 200 человек — 191 пассажир и 9 членов экипажа. Выживших не было.
Авиалайнер потерял управление через 46 минут после вылета из Карши. Ситуацию усугубляли большой полетный вес судна и сильно перегретый воздух за бортом (тогда стояла дикая жара — в час ночи термометры показывали 33 градуса тепла). Пилоты не смогли восстановить управление и борт сорвался в штопор, из которого так и не вышел.
Самолет упал в нескольких десятках километров от Учкудука. К месту катастрофы тут же вылетел поисковый Ан-12, который и определил точные координаты места падения. После этого из Нукуса вылетел вертолет Ми-6. К сожалению, прибывшие спасатели обнаружили только обгоревшие тела.
До сих пор многочисленные эксперты бьются над загадкой этой катастрофы, пытаясь установить ее истинные причины. Летчики Анатолий Позюмский и Олег Белисов были очень опытными пилотами с тысячами часов налета за плечами. Тем не менее, в качестве основной версии выдвигают именно их ошибку.
Автор многих книг о работе летчиков, опытный пилот Василий Ершов в одной из своих монографий предполагает, что оба — командир и второй пилот просто уснули, когда судно набрало высоту и был включен автопилот. Они якобы очнулись от рева сигнализации, когда самолет начал терять скорость и совершили несколько роковых ошибок, которые привели к тому, что лайнер не выровнялся, а ушел в глубокий штопор.
Многие эксперты называют эту версию просто невозможной, так как опытные летчики не могли быть настолько уставшими на дальнем рейсе. Они, конечно, сильно задержались в Ташкенте и прибыли в Карши на четыре часа позже установленного времени, но это не значит, что они были вымотаны до предела. В крайнем случае они бы спали посменно. Опытный пилот не оставит борт на попечение автоматики, особенно сразу же после взлета.
Летчик-испытатель Валерий Мезох выполнил точную имитацию полета разбившегося лайнера до катастрофы и установил, что скорость набора высоты была явно недостаточной. В комплексе с другими неблагоприятными факторами вроде дикой жары и перегруза это могло спровоцировать потерю управления.
Как бы то ни было, ни одну из версий подтвердить официально не удалось. Проблема в том, что «черные ящики» были сильно повреждены при падении. Спецкомиссия так и не узнала, что творилось на борту после вылета из Карши.
Ранее мы
писали, что счастливое место на борту Boeing 787 спасло жизнь британцу в авиакатастрофе в Индии.
Также мы
рассказывали, что требования неадекватного польского генерала привели к авиакатастрофе под Смоленском.