В 1900-х годах в России издавали массу сатирических изданий. Первые такие журналы возникли еще при Екатерине ll. Назывались они «Трутень» и «Пустомеля». В 18 веке была популярна «Искра» — в ней даже делали карикатуры на чиновников. Потом стали издавать юмористический «Будильник». Он выходил аж с 1865 до 1917 года. После 1905 люди читали «Шут» и «Скоморох», и «Заноза» и «Коса», и «Овод» и «Пчела» и «Стрекоза».
Шутки были разными, но, по сути такими же злободневными, как сейчас. Например, самыми актуальными темами считались: деньги, политика, отношения.
Например, в журнале «Будильник» — в 16 номере от 1911 года, была опубликована такая шутка: «Все говорят, что я отлично сохранился для своих лет. — Но не для моих» (отвечает молодая дама пожилому ухажеру). Такое бывает и сейчас, согласитесь. Вместе с короткими рассказами и анекдотами в журналах начала 20 века было много карикатур.
Не все шутки были уморительными, впрочем, как и у современных комиков. В «Будильнике» 1910 года была картинка под названием «Вещий сон», где изображена дама, наносящая макияж перед зеркалом. Надпись гласит: «То-то мне снилось в детстве, что я буду художницей».
А вот очень даже интересный анекдот из этого же номера:
На допросе:
- В тюрьме сидел?
- Сидел.
- За что?
- За насморк.
- Как за насморк?!
- Ночью в чужую квартиру залез, чихнул и попался!
В 8 номере журнала «Сатирикон» за 1910 год были опубликованы пояснения к пословицам и поговоркам. Например:
Муж, да жена — одна сатана (жена хвостом вертит, а муж рога носит).
А вот шутка про Петербург, ей уже больше ста лет, а до сих пор актуальна:
- Вот замечательный дом, вот редкость Невского проспекта.
- Ничего замечательного не вижу.
- Как ничего: в доме нет кофейной!
Были шутки и про недвижимость.
Разговор буржуя и пролетария:
Буржуй: а цены на квартиры-то растут и растут.
Пролетарий: вот единственная область, где я, пролетарий, имею перед буржуями преимущество: живу я в собачьей конуре, а не в квартире, и цены на собачьи конуры не растут!
Так что даже в царские времена у людей были те же проблемы.