Дом № 17 на проспекте Ленина в Кировске по-прежнему остается главной болевой точкой города. Без малого два месяца прошло, как на глазах у всех стала разрушаться одна из его кирпичных стен. Режим «повышенная готовность» для служб быстрого реагирования в связи с этим до сих пор не отменен, жильцов аварийного подъезда переселили в маневренный жилфонд. А что будет дальше? И что нужно предпринять, чтобы аналогичные ЧП не повторялись?
Хуже, чем думали
Напомним о ситуации. Дом этот 1935 года постройки, имеет сложную конфигурацию и разную этажность. Разрушаться начала самая маленькая его секция, одноподъездная, трехэтажная: там полностью прогнили стропила крыши, кровля течет, вот кирпичная кладка и не выдержала. Пока не прошло второе независимое обследование здания, еще остается надежда, что удастся ограничиться ремонтом только одной части - той самой, где квартиры уже признаны аварийными.
- Ответственность за случившееся на нас всех, - считает глава администрации Кировска
Олег Денисов. - Прежде всего - на управляющей компании, которая упустила ситуацию, вовремя не занялась крышей, откуда все и пошло - долгое время вода стекала по фасаду. На жильцах, как известно, тоже лежит ответственность за содержание общего имущества, нужно понуждать управляющую компанию вовремя принимать меры. Впрочем, они, насколько известно, обращались туда по поводу ремонта кровли, но УК ничего не сделала, чтобы этот дом включили в программу по капремонту. Не снимаем с себя ответственности и мы: администрация города в ответе за все, что происходит на территории муниципалитета. Мы не стоим в стороне, делаем, что можем. Расселили жильцов, заказали уже второе инструментальное обследование дома, чтобы иметь объективную картину и принять взвешенное решение.
Местная администрация рассчитывает на объективность обследования, ведь от его результатов будет зависеть судьба дома. Если специалисты признают его полностью аварийным, то последуют рекомендации: либо проводить капремонт, либо сносить. Однако позиция власти такова: дом нужно вернуть в строй. С источниками средств, впрочем, большой вопрос: на региональную программу капремонта не следует рассчитывать, поскольку аварийное жилье в нее не попадает, а на участие в программах капремонта 2013 и 2015 годов этот дом не заявлен. И в областную программу по переселению из ветхого и аварийного жилья дом № 17 пока попасть не сможет. Она уже сформирована до 2015 года, в нее вошли дома, которые были признаны ветхими и аварийными на первое января 2012-го.
Значит, если ремонтировать, то на собственные средства. Увы, это, скорее всего, деньги жильцов дома. Согласно закону муниципалитет будет участвовать в капитальном ремонте только пропорционально доле муниципального жилья в данном здании. Правда, доля не так уж и мала - около 40 процентов, что хоть как-то облегчает дело. И все равно, можно представить, какие суммы придется выложить обитателям несчастливого дома, если только инструментальное обследование обходится городской казне в 470 тысяч рублей…
Впрочем, вопрос оплаты ремонтных работ еще не раз обсудят в администрации.
- А если дом будет признан полностью аварийным и подлежащим расселению? - спрашиваю Олега Анатольевича.
- Тогда нам придется расселять жильцов, - отвечает он. - Поэтому уже сейчас продумываем, как это можно сделать. Например, готовим к ремонту несколько квартир маневренного жилфонда. В сложившейся ситуации мы рассматриваем все возможные и законные варианты.
Обойдемся без авралов?
Вся эта история не была бы столь пугающей, если бы не сопутствующие обстоятельства. Это не единственный старый дом в Кировске. Собственно, весь центр города состоит из построек довоенных и послевоенных лет. Да, управляющие компании и ТСЖ получили настоятельную рекомендацию от местной администрации провести обследование таких зданий, чтобы выявить все проблемные участки. Это позволит действовать не в авральном режиме, как получилось с домом № 17, а планомерно выполнять работу.
- Безусловно, инструментальное обследование нужно провести во всех подобных домах, - считает главный архитектор города Людмила Виноградова. - Да, оно дорогостоящее, и затраты лягут на жильцов, закон иного не предусматривает - расходы на ремонт и содержание общедомового имущества несут именно его владельцы. Но это единственный путь к тому, чтобы жилье оставалось безопасным и комфортным. При правильном содержании таким домам стоять и стоять. Если же вовремя не принимать мер, они будут продолжать разрушаться. А всех не переселишь…
Депутаты горсовета также не остаются в стороне. На июньской сессии они, посовещавшись, решили обратиться за помощью в областную думу, чтобы коллеги вынесли обсуждение проблемы старого жилфонда на правительственный час в региональном парламенте.
Не любовный треугольник
Есть и еще интересный аспект проблемы. В далеко не любовном треугольнике: собственники жилья - управляющая компания - власть, конечно, не безоблачно. Особенно когда дело касается старого жилфонда. Споры о том, кто кому должен, не утихают, у каждой стороны свои аргументы.
Кировская ситуация и вовсе пикантная. Мы уже сообщали читателям, что за несколько дней до ЧП управляющая компания (ООО «Кировское УЖКХ») известила жильцов дома № 17 о намерении расторгнуть договор на обслуживание ввиду убыточности этого дела. Примерно такое же предложение, как выяснилось, от этой УК поступило и жильцам соседнего дома № 15. Тоже обремененного годами, как легко догадаться. Как же развивается ситуация?
И там, и там люди сочли требование управляющей компании необоснованным и потребовали для начала прозрачного отчета и решения насущных проблем. Отказали в добровольном расторжении договора и в муниципалитете, куда в апреле пришло соответствующее уведомление от Кировского УЖКХ.
Администрация управляющей компании подтвердила, что действительно вышла с таким предложением, но с жильцами 15-го дома уже ведутся переговоры и, возможно, удастся прийти к консенсусу, а по поводу 17-го дома иск в суд подавать, учитывая нынешнюю ситуацию, пока не будет.
- Вообще вопрос о расторжении договора назрел давно, - поясняет Наталья Гуль, замдиректора ООО «Кировское УЖКХ» по правовым вопросам. - Мы взяли дом № 17 в управление в 2009 году, тогда же был утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества из расчета 19,09 рубля за квадратный метр общей жилплощади. С тех пор он не повышался. Наши расходы не окупались, из года в год убытки увеличивались, в рамках текущего ремонта мы мало что могли сделать - где-то что-то латали, в том числе и крышу, но это не решало проблему. Предлагали жильцам участвовать в адресной региональной программе софинансирования, они проигнорировали нашу инициативу. В марте вышли с предложением хотя бы увеличить размер платы за содержание и ремонт общего имущества, ведь фактически мы тратили на эти цели вовсе не утвержденные 19 рублей 09 копеек, а больше, отсюда и растущие убытки. Собственники снова отказались. И мы стали готовить документацию о расторжении договора управления. Ведь ситуация была уже критичной - мы не могли содержать этот дом исходя из утвержденной суммы.
Так получилось, что уведомление о намерении расторгнуть договор получили за несколько дней до обрушения стены - объявления на подъездах люди увидели как раз накануне ЧП.
- Никакой мистики тут нет, просто совпадение. Но разрушение кладки должно было произойти, если учитывать состояние дома и нежелание собственников принимать участие в его судьбе, - считают в управляющей компании.
Проблемы с «диагнозом»
Кстати, о состоянии дома. Как следует из экспертного заключения, кладка стены стала разрушаться из-за нарушений, допущенных еще в процессе строительства (неправильно провели вентшахты печного отопления), а также в ходе капремонтов: вентиляция кровли была недостаточной, что вело к накоплению конденсата и намоканию внутренних деревянных конструкций кровли. Кроме того, в 90-е годы во время ремонта кладки использовали силикатный кирпич, что недопустимо…
- Причина произошедшего стала ясна только после инструментального обследования, вот почему оно необходимо в подобных домах, визуально далеко не всегда можно судить о тяжести состояния, - заключает замдиректора Кировского УЖКХ Анжелика Ахмедова. - У нас несколько таких домов, где можно констатировать предельные допустимые сроки эксплуатации, выборочным капремонтом там уже не обойтись. Но сначала необходимо провести инструментальное обследование, только на его основании должны быть приняты организационные и технологические решения.
Сейчас в управляющих компаниях готовятся к собраниям с собственниками жилья на эту тему. Каковы будут результаты? На взаимопонимание, по крайней мере, сразу, рассчитывать трудно. Так, в одном из домов старого жилфонда по проспекту Ленина такая работа ведется уже год - и собственники не соглашаются оплатить обследование.
Как выполнить рекомендации, данные администрацией города, трудно себе представить. Обследование дома в среднем обходится в полмиллиона рублей. На 17-й ввиду критичности ситуации средства выделил муниципалитет. А в других зданиях? Закон возлагает это на собственников жилья. Готовы ли мы нести бремя ответственности? И не следует ли уже наконец прислушаться друг к другу? Непримиримое противостояние жильцов и УК, как показывает практика, в буквальном смысле разрушительно...