Член Совета Федерации Андрей Гурьев берет государство в заложники?

13 ноября 2008 в 08:59, Кировск
Продовольственная безопасность страны, а значит, и жизни миллионов россиян, в опасности. Сегодня агропромышленная отрасль страны замерла на грани системного кризиса, спровоцированного действиями одной – единственной компании «Апатит», входящей в холдинг «ФосАгро». Мировой экономический спад здесь не причем. Все гораздо хуже: предприятие, считающееся монопольным производителем сырья для производства удобрений, стало заложником политических игр его фактического владельца, члена Совета Федерации РФ от Мурманской области Андрея Гурьева.

Продовольственная безопасность страны, а значит, и жизни миллионов россиян, в опасности. Сегодня агропромышленная отрасль страны замерла на грани системного кризиса, спровоцированного действиями одной – единственной компании «Апатит», входящей в холдинг «ФосАгро». Мировой экономический спад здесь не причем. Все гораздо хуже: предприятие, считающееся монопольным производителем сырья для производства удобрений, стало заложником политических игр его фактического владельца, члена Совета Федерации РФ от Мурманской области Андрея Гурьева.

Политика в нашей стране, как известно, неотделима от бизнеса. А потому, истинные возможности некоторых членов Совета Федерации выходит далеко за рамки их официальных полномочий. К примеру, воля сенатора Андрея Гурьева в агропромышленном секторе страны значит больше, чем все распоряжения главы Минсельхоза Гордеева. Объясняется это просто. Министр, при всех своих регалиях, вынужден согласовывать каждый свой шаг с правительством. Член Совфеда Гурьев, фактически контролируя холдинг «ФосАгро», в состав которого входит завод «Апатит», волен единолично вершить судьбы российского агропрома.

Как утверждают психологи, поведение каждого бизнесмена предопределено всем ходом его карьеры. Именно это обстоятельство и заставляет экспертов беспокоится о продовольственной безопасности страны. Дело в том, что отраслевым магнатом Гурьев стал по дружбе. В юности он близко сошелся с Михаилом Ходорковским, став его помощником по работе в комсомольской организации, «Менатепе» и «ЮКОСе». Обширные связи олигарха сыграли определяющую роль в политической карьере Гурьева. Не обидел Ходорковский своего соратника и в бизнесе, доверив ему пакет акций комбината «Апатит». А когда вороватый хозяин «ЮКОСа» попал в тюрьму, его вчерашний друг и помощник стал настоящим «королем удобрений».

Попытка государства вернуть незаконно приватизированный комбинат закончилась ничем. Трудно сказать, какую роль здесь сыграли сенаторские полномочия «наследника Ходорковского». Судебный спор о принадлежности ОАО «Апатит» затянулся на долгие годы. Последние атаки на неприступный оплот бывшей империи «ЮКОСа» состоялась в сентябре, когда Московский арбитражный суд в очередной раз принял решение взыскать в пользу государства 20% акций ОАО «Апатит», которые были похищены Ходорковским и Лебедевым. Несмотря на вынесенное судом решение, Гурьев акции в собственность государства не передал. Механизм противодействия законным требованиям был незамысловат: на каждое положительное решение суда по иску Росимущества Гурьев подавал апелляции. На кону стоит право единоличного контроля над стратегически важным предприятием. А потому, сентиментальные рассуждения о диктатуре закона здесь неуместны.

Как неуместны, впрочем, и рассуждения самого Гурьева о патриотизме. Предприятие – монополист, пользуясь своим статусом частного предприятия, давно уже действует без оглядки на интересы государства. Контролируя ОАО «Апатит», его фактический владелец имеет возможность беспрепятственно продавать значительные объемы апатитового концентрата на экспорт по заниженным тарифам. Национальным потребителям дефицитное сырье отпускается по ценам в несколько раз выше общемировых. Получив явное преимущество, иностранные предприятия вытесняют с мирового рынка российских поставщиков. А те, чтобы компенсировать потери, вынуждены поднимать цены внутри страны. Страдают, в конечном итоге, простые россияне, вынужденные втридорога покупать хлеб, молоко, мясо и овощи.

Конечно, одной только жадностью такую ценовую политику объяснить нельзя. Система манипулирования экспортными поставками апатитового концентрата явно имеет собственные цели, бесконечно далекие от бизнеса. Какие именно, понять нетрудно. Известно, что значительную часть экспортируемого апатитового концентрата владелец комбината уводит в Израиль. Туда, где скрывается его прежний друг и соратник, идеолог миллиардных финансовых махинаций «ЮКОСа» Леонид Невзлин. Экономически экспортировать это сырье в Израиль бессмысленно (по объему добычи фосфоритов эта страна сама занимает 8-е место в мире), а вот политически – вполне оправданно. За прежние благодеяния нужно платить, а потому расчеты между бывшими деловыми партнерами еще не закончены. Вот Невзлин, не имея возможности получать из России прямые денежные переводы и берет за прежние услуги бартером, под видом экспортных поставок апатитового концентрата подконтрольным фирмам. Куда идут средства от продажи уникального сырья, известно: в свое время Невзлин открыто заявил, что намерен до последних сил бороться с Россией.

В нашей стране, как и в большинстве цивилизованных держав, действует презумпция невиновности. Пока вина коррумпированного политика, нечестного бизнесмена и явного махинатора не доказана, государство не может предпринимать против него никаких действий. А потому «разбор полетов» фактического владельца «Апатита» придется отложить до лучших времен. У политического руководства страны есть множество других рычагов для минимизации ущерба от лоббистских возможностей сенатора Гурьева. В самом деле, если гражданин выступает против возвращения акций ОАО «Апатит» государству, а подконтрольное ему предприятие создает искусственный дефицит этого сырья внутри страны, чем способствует росту цен на минеральные удобрения, то не пора ли ему освободить кресло сенатора? Тогда, наверное, можно было бы покончить с диктатом комбината, который буквально душит российский Агропром. А заодно, поставить вопрос о многомиллиардных налоговых платежах ОАО «Апатит», так и не попавших в бюджет. Государству в условиях нынешнего финансового кризиса эти деньги ох как бы пригодились.



Максим Волков
Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter