Хибины и Ловозерские тундры – место паломничества для геологов: там встречаются такие минералы, которых нет больше нигде на планете. Один из них недавно был открыт с участием питерского геолога Сергея Кривовичева и его коллег из Кольского научного центра РАН. Минерал назвали в честь геолога кривовичевитом. Открытие интересно тем, что кривовичевит – это переходная форма существования свинца, вредного металла, которого, к примеру, очень много в автомобильных выхлопах. Минерал подскажет ученым новые способы очистки земли, воды и воздуха от этого опасного яда.
- У нас есть и другие необычные находки, - добавляет ученый КНЦ РАН Виктор Яковенчук. – Недавно мы обнаружили четыре минерала, которые обладают удивительным свойством захватывать радиоактивные изотопы цезия и рубидия. Пока они еще не зарегистрированы и не получили названия, но уже точно известно, что с их помощью можно утилизировать радиоактивные отходы. И в итоге получится, по сути дела, та же руда, из которой радиоактивные материалы когда-то были извлечены.
К примеру, кусок такого минерала весом в 1 килограмм сможет «впитать» порядка 640 граммов таллия – сильнейшего яда, который используется спецслужбами для устранения наиболее опасных противников.
Точно так же находки апатитских ученых могут поглощать ядерную грязь, которая образуется в отработавших ядерных реакторах, устаревшей военной и медицинской технике и многих других произведениях рук человеческих.
В итоге получается камень со слабым радиоактивным излучением, который может лежать миллионы лет, не требуя никакого присмотра. Тогда как нынешние ядерные могильники требуют постоянного надзора, чтобы оттуда не просочилось что-нибудь «фонящее». Словом, это великая головная боль нашим потомкам на десятки лет. И, тем не менее, на подобные проекты правительство России тратит миллионы долларов.
- А мы на эти исследования не можем дождаться денег, - сетует Виктор Яковенюк. – В природе этих минералов очень мало, но можно их синтезировать искусственно. Только вот не интересно это российскому правительству. Писали мы туда не раз – никакого ответа. Но, будем надеяться, нашу работу все же оценят.
Михайлов Алексей , текст и фото